Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. Те же деяния:
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения ;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к статье 141 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной - гарантированные Конституцией РФ - свободное осуществление гражданином своего избирательного права, права на участие в референдуме (в том числе права на тайное голосование), законная деятельность комиссии, осуществляемые в соответствии с законом; дополнительный (в квалифицированном составе, ч.2 ст.141 УК РФ) - здоровье, неприкосновенность личности, безопасность гражданина.

Потерпевшими от указанных преступных деяний являются граждане РФ, чье избирательное право (или право на участие в референдуме) нарушено, комиссия, отдельные члены комиссий, а при совершении противоправных действий, соединенных с принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения потерпевшими также могут быть близкие родственники членов указанных комиссий;
2) объективная сторона:
- по ч.1 и 2 ст.141 УК РФ выражается в совершения как минимум одного из трех видов действий, которыми нарушаются избирательные и референдумные права граждан и работа комиссий:
а) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином избирательных прав (или права на участие в референдуме);
б) нарушение тайны голосования на выборах (или на референдуме);
в) воспрепятствование работе комиссий либо деятельности члена комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностей;
- по ч.3 ст.141 УК РФ характеризуется вмешательством с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения. При этом вмешательство может быть выражено как требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума. Кроме того, как неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы";
3) субъект: общий, не требуется наличия у него каких-то специальных признаков. Это вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. В зависимости от фактических обстоятельств в избирательных правоотношениях это может быть рядовой избиратель, член комиссии, кандидат, наблюдатель и др.

В квалифицированном составе (п."б" ч.2 ст.141 УК РФ) - субъект специальный - лицо, которое фактически использует для совершения преступления свое служебное положение. Понятие и признаки должностного лица раскрыты в примечании 1 к ст.285 УК РФ. Но в ч.2 ст.141 УК РФ (в отличие от ч.3 этой же статьи) речь идет не только о должностных лицах, но, на наш взгляд, и о рядовых представителях власти, находящихся на государственной (в том числе правоохранительной) и муниципальной службе и, соответственно, имеющих возможности использовать свое служебное положение в противоправных целях;
4) субъективная сторона: характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что препятствует гражданину избирать или быть избранным, нарушает тайну голосования, препятствует работе избирательной комиссии, осуществлению полномочий члену комиссии, неправомерно вмешивается в Государственную автоматизированную систему (ГАС) "Выборы", вмешивается в осуществление комиссией ее законных полномочий и желает выполнить такие действия. В квалифицированном составе преступления (ч.2 ст.141 УК РФ) умыслом виновного должен охватываться также способ совершения преступления (подкуп, обман, принуждение, насилие, использование служебного положения и др.). При совершении преступления в составе группы в содержание умысла должно входить осознание совершения преступления групповым способом (т.е. группой лиц).

Мотив и цель нарушения избирательных прав граждан не влияют на квалификацию преступления по этой статье УК РФ. Если же деяния, предусмотренные ст.141 УК РФ, совершены по мотивам дискриминации, то они должны квалифицироваться по совокупности ст.141 и 136 УК РФ.

Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в ст.141 УК РФ действий, независимо от того, наступили ли последствия, на достижение которых они были направлены. То есть, независимо от того, был ли гражданин в результате этих действий лишен возможности реализовать гарантированное ему законом избирательное право (или право на участие в референдуме), была ли остановлена, дезорганизована деятельность (работа) комиссии или нет.

По общему правилу способ совершения преступления, предусмотренного ч.1 ст.141 УК РФ, не влияет на квалификацию деяния (за исключением случаев, предусмотренных ч.2, 3 ст.141 УК РФ). Для наличия состава преступления важно, чтобы воспрепятствование существенно затрудняло или делало невозможным участие в выборах или работу комиссии.

В ч.2 ст.141 УК РФ зафиксированы наиболее опасные способы и обстоятельства совершения данного преступления, отнесенные к его квалифицирующим признакам. Таковыми признаками являются: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, использование служебного положения и совершение противоправных деяний, указанных в ч.1 комментируемой статьи, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения толковать, прежде всего, исходя из содержания примечаний к ст.201 и 285 УК РФ о должностных лицах.

Данное преступление признается совершенным по предварительному сговору группой лиц или организованной группой тогда, когда в нем принимали участие не менее двух лиц, предварительно (т.е. до начала совершения преступления) договорившихся о совместном его совершении либо составляющих группу, организовавшуюся для совершения данного и других преступлений. При этом совершение такого преступления квалифицируется с учетом положений ч.2 и 3 ст.35 УК РФ.

2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (ч.2 ст.32);
2) ФЗ "О референдуме Российской Федерации";
3) ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";
4) ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";
5) ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и др.

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
2) отграничение административного правонарушения по ст.5.16 КоАП РФ (подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах) от состава преступления в виде подкупа избирателей или участников референдума (по п."а" ч.2 ст.141 УК РФ) имеет оценочный характер. Поскольку отдельные факты подкупа единичных избирателей, участников референдума не могут повлиять на итоги голосования в целом, они могут расцениваться как административное правонарушение, а в случае подкупа значительного круга избирателей, участников референдума наступает уголовная ответственность (см. Бюллетень судебной практики Свердловского областного суда по делам об административных правонарушениях (второй квартал 2008 года).

________________
URL: http://www.ekboblsud.ru/sudpr_det.php?srazd=10&id=28&page=4.

Консультации и комментарии юристов по ст 141 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 141 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.